Личный бизнес-план

У бизнес-плана есть принципиальные части — как части тела в теле. Вот они:

  1. Назовите Ваше предприятие. Постарайтесь отразить тему.
  2. Составьте пошаговый список действий (Сможете вы это сделать или нет — проявит ваш предпринимательский потенциал).
  3. Опишите требования к помещению, если оно должно быть (Сколько метров, где расположено, аренда или покупка, по какой цене и проч).
  4. Персонал — составьте список необходимых сотрудников, требования к их квалификации, возрасту, полу, прочим данным.
  5. Оборудование. Перечислите оборудование, мебель, транспорт.
  6. Если речь об услугах — составьте подробный перечень услуг и прайс-лист. То же самое касается товаров.
  7. Составьте план рекламных мероприятий.
  8. Составьте ТЗ для сайта — учтите все разделы.
  9. Бюджет — посчитайте неизбежные расходы на 6 месяцев (фонд заработной платы, аренда, расходные материалы, закупка товара, стоимость рекламы, сайта и оборудования. Затраты бывают фундаментальные, то есть условно разовые, и текущие, то есть постоянные).

Я знакома с одной девушкой, которая мечтает о переходе из сектора наемного труда в сектор предпринимателей. Я попросила ее написать статью на тему «Личный бизнес-план» так, словно она точно знает, что к чему. Вот ее мысли вслух. Назовем мечтателя, к примеру, Жанной Анисимовой. Интересно?.. Тогда читайте!

Вы давно мечтали о своем деле, и вот наконец созрели для решительных действий, вот только одна загвоздка – не знаете, с чего начать. Начните с начала – с бизнес плана. Сумеете ли вы грамотно его составить покажет ваши дальнейшие перспективы в бизнесе. А вот как его грамотно составить – вы узнаете здесь и сейчас.

1. Очевидно, со сферой деятельности вы определились давно, и на данный момент точно знаете, хотите ли вы продавать гавайские панамы или открыть ресторан. Проанализируйте ситуацию в своем регионе (городе, поселке..). Если вы живете в Москве или Санкт-Петербурге, то ресторанный бизнес здесь развит очень хорошо, и без особых талантов и привлекающей изюминки вам будет тяжело заявить о себе. Но и вопрос спроса на гавайские панамы вызывает сомнения. Отсюда вывод: если вы предлагаете продукт, уже имеющийся в достаточном количестве на рынке, подумайте, что будет его отличать и чем вы сможете привлечь клиента. Если же ваш продут – экзотический, не представленных или представленный на рынке в малом количестве, стоит задуматься, а нужен ли этот продукт потребителю вообще, или если нужен, то какому потребителю (определите свою целевую категорию).

2. Подумайте, будете ли вы действовать в одиночку или найдете партнеров для своего бизнеса. Преимущества партнерства состоят в том, что бремя материальных затрат вы можете взвалить уже не на одного себя, и что «одна голова – хорошо, а две все-таки лучше». Если вы хотите работать самостоятельно, то хорошо бы найти в числе знакомых людей человека, который сможет стать вашим советником. Это должен быть человек, уже знакомый с особенностями предпринимательства, и имеющий в этой сфере успех (в противном случае такой советник вам не товарищ). Если такого человека в вашем окружении нет, можно обратиться за помощью к профессионалу – бизнес-тренеру, который также подскажет вам, с чего начать и как действовать эффективно.

3. Самое приятное — название вашего предприятия. Выбирая его, помните, что лучше, если название говорит или как-то намекает о роде деятельности. Открывать юридическую контору с названием «Ромашка» не стоит – название ставит под сомнение серьезность работающих в ней людей и хоть какую-то связь с юриспруденцией.

4. Где вы будете работать? Предполагает ли ваш бизнес необходимость аренды помещения, если да – то где, какое оно должно быть? Или вам нужно снять офис? Или же вы можете работать из дома? Чем необходимо оборудовать помещение? Где вы будете приобретать мебель, или если интерьер важен для вашего дела, сможете ли вы позволить себе нанять дизайнера?

5. Определитесь, сколько сотрудников вам понадобится. Какая у них должна быть квалификация, опыт работы, где вы буде их искать, будете ли вы делать это самостоятельно или доверитесь рекрутинговой компании, какую зарплату вы сможете им предложить? Все это вам нужно будет учесть в бюджетном плане.

6. Составление бюджета – это сложная и ответственная часть бизнес-плана. Если вы не чувствуете в себе способностей, можно обратиться за помощью к экономисту. Ваш бюджет должен быть продуман на полгода-год вперед, и должен учитывать все расходы:

- оформление пакета необходимых документов;
- аренда/покупка помещения и его оформление (ремонт, мебель, оборудование..);
- заработная плата сотрудников;
- затраты на приобретение исходных материалов/продуктов/товаров и т.д.
- реклама вашего предприятия, при необходимости – изготовление вывески или баннера.

Будьте готовы к тому, что первое время ваш доход будет минусовым, потом вы выйдете в ноль (затраты буду равны доходу), и только потом, при условии, что вы правильно будете управлять своим делом, у вас появится доход! Как видите, запуск предприятия – это процесс трудоемкий, сложный, однако вполне выполнимый при условии грамотного составления бизнес-плана и дальнейшего управления. При необходимости, обращайтесь к бизнес-тренерам, консультантам, друзьям, которые могут вам помочь и подсказать правильное решение! Будьте успешны в своих начинаниях!